Сколько стоит сделать сайт? Часть 2. Техническое задание

Мы делаем лучше!
Список всех наших услуг >>

Сколько стоит сделать сайт? Часть 2. Техническое задание

Сколько стоит создать сайт? Часть 1. Постановка вопроса

Какое магическое сочетание слов. "Техническое задание". Редко используется, мало кто понимает, зачем оно нужно, а в 9 из 10 случаях, когда его постановка все же свершилась - текст лучше не читать.

Конечно, не всегда и не всем удобно использовать техзадание. Оно всегда урезает. Оно урезает сроки, формы, объемы работы - казалось бы, оно ущемляет и разработчика, и заказчика.

Так зачем оно вообще нужно? Как его правильно составить? Что включить в текст, а о чем лучше даже не задумываться? В этой статье Вы найдете ответы на подобные вопросы.

Техническое задание — исходный документ определяющий порядок и условия проведения работ по Договору, содержащий цель, задачи, принципы выполнения, ожидаемые результаты и сроки выполнения работ. Википедия

Именно так. ТЗ - это список добровольных ограничений, на которые согласны пойти стороны для взаимной выгоды. Естественно, что в ТЗ описываются максимально подробно все аспекты исполнения договора - от вариантов использования CMS и методов оплаты до цвета фона и длительности обеденного перерыва в третью среду месяца. Конечно, я немного утрирую. Но вот перечень нюансов, которые могут сильно повлиять на результаты работы в зависимости от их включения (или наоборот, исключения) в договор.

  1. Естественно, указываются Стороны, которые обязались (возможно, по договору) участвовать в создании сайта на правах Заказчика и Исполнителя.
  2. Сроки предоставления материалов, их обработки, исполнения заказа, его проверки и оплаты.
  3. Нельзя забывать об учете обстоятельств непреодолимой силы - будь то лень программиста (а вдруг?) или землетрясение.
  4. Собственно, сами условия заказа. Которые, в свою очередь, тоже должны быть максимально подробными и прозрачными. Это наиболее важная часть техзадания, ее рассмотрим более детально чуть позже. Чем больше известно про заказ - тем проще его исполнить. Естественно, всегда следует учитывать, что даже посимвольное следование техническому заданию в некоторых случаях приводит к полному непониманию со стороны клиента.
  5. Условия разработки. Немаловажная часть ТЗ. Как правило, содержит данные о сроках. Например я, учитывая не самый веселый опыт, никогда не поручил бы исполнение даже самого срочного заказа человеку, который готов работать день и ночь. Мало хорошего выйдет - потом сложно будет понять, не только зачем что-то было сделано, но, собственно, ЧТО было сделано вообще и как этим пользоваться.
  6. Естественно, условия, согласно которым ТЗ считается невыполненным - иногда для выполнения достаточно реализации заданного функционала в определенный срок. Остальное может оказаться нужным "не к спеху".
  7. Не стоит слишком перегружать Техническое задание. Возможно, Вы имеете слишком отличные вкусы от вкусов большинства перспективных посетителей сайта. Оставьте профессионалам выбор того, в чем они разберутся точно лучше, чем Вы. Естественно, если Вы не являетесь экспертом в данной области.

Собственно, ничего сложного, правда? Однако не все так просто - особое внимание, как и обещал, уделю Условиям заказа. Что в эти условия может входить:

  • Текстовое описание предположительной структуры сайта
  • Графические схемы или макеты страниц
  • Описания в виде каких-либо графов
  • Описание только функционала (может случиться, что дизайн полностью оставляют на совесть разработчиков. Стоит так делать только в тех проектах, где сумма в 10-15 000Р, как правило определяющая стоимость полноценного дизайнерского вмешательства, не является значимой)
  • Рисунки, рассказы, иероглифы, клинопись, остатки салфеток с зарисовками - любые источники ПОЛЕЗНОЙ информации
  • Информация, где можно отыскать тот или иной фрагмент, если нет возможности описать его реализацию словами (из категории "Вот как на dexta.biz хочу себе товары двигающиеся сбоку")
  • Есть еще особо запущенный вариант - это когда все техзадание ставится по принципу "Сделай, чтоб было хорошо". В этом случае нет смысла даже пытаться угадать, что хотел заказчик в начале. Тут самое сложное - убедить клиента в том, что вы сделали именно "хорошо", а не что-то иное. При этом зачастую бюджет таких заказов не отличается особой внушительностью, но из-за огромного количества подобных в данной сфере рынка, именно они, как правило, составляют основную массу. Так что если сделаете клиенту "хорошо" - он может порекомендовать Вас не одному своему другу...

Как всегда, подвожу итог вышесказанному.

Техническое задание - штука важная и полезная при разработке сайтов. Но далеко не всегда в нем отражена вся информация. Поэтому прошу - будьте благоразумны, не ссорьтесь во время выполнения проекта ни с кем. Всех мелочей не учтешь, А люди доверяют лишь тем, кому нет оснований не доверять. Ищите клиентов, которые Вам подходят. А заказчикам я бы рекомендовал только внимательнее изучать предложение на рынке - есть масса контор, но профессионалов - единицы. Об этом - следующая статья